Чему обучают ребёнка в детском саду
2. Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания.
3. Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в МБДОУ «Детский сад № 28», и планируемые результаты освоения образовательной программы. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
4. «Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 28» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 7 лет, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому, обеспечивая достижение воспитанниками готовности к школе.
«Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 28» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);
- «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685-21);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
- Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 №02/8900-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций" (по профилактике коронавирусной инфекции)
И другими нормативными правовыми актами, указанными в Приложении 1 «Методических рекомендаций по реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования».
5. Содержание и планируемые результаты Программы не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы. Обязательная часть Программы, составляет не менее 60% от общего объема программы, часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, сложившиеся традиции дошкольного учреждения и соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
6. Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят рабочая программа воспитания (далее - Программа воспитания), режим и распорядок дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
7. В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
8. В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения Программы в раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
9. Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.
10. Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
11. Педагогам дошкольного учреждения предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
12. Реализация Программы, направленной на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов дошкольного образования, зафиксированных во ФГОС ДО.
13. При соблюдении требований к реализации Программы и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776) (далее – Стандарт)
2. Программа является документом, в соответствии с которым МБДОУ «Детский сад № 28» (далее – Организация), осуществляет образовательную деятельность на уровне дошкольного образования.
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 28».
Программа разработана для обучающихся:
- с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР),
- с задержкой психического развития (далее – ЗПР),
- с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).
3. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), содержащиеся в Программе, не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями.
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
4. Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в Организации, возрастных нормативов развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
5. Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
6. Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
7. Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации основной образовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
8. Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 31.07.2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20);
- «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СанПиН 1.2.3685-21);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»;
- Письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 №02/8900-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций" (по профилактике коронавирусной инфекции).
Обязательная часть Программы разработана на основе Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений основана на:
- «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» автор Н.В. Нищева.
- Авторской программе "Комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" автор О.С. Гомзяк.
- Методической разработке учителя-дефектолога высшей квалификационной категории Федечкиной А.Н. «Познавательное развитие детей с ОВЗ посредством применения игрового набора «Дары Фрёбеля».
- Методической разработке учителя-логопеда первой квалификационной категории «Формирование навыка построения предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством системы игр и занятий».
И согласована с Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28».